Стоимость нефти известной марки WTI на торгах Нью-Йоркской товарной биржи 20 апреля приобрела отрицательный показатель, причем это произошло впервые в истории. Вначале стоимость фьючерсов на нефть WTI из Северной Америки дошла до отметки 0 долларов за баррель. После этого котировки ушли в минус, а именно до -40 долларов за баррель.
Если бы речь шла о реальном физическом рынке, это бы означало, что производители нефти фактически должны были еще и доплачивать покупателям. Согласно подсчетам экспертов Altesso.com, котировки в этот день рухнули более чем на 300%.
Причины
К нынешней ситуации привело резкое падение спроса на нефтяные запасы, обусловленное пандемией коронавируса во всех странах мира и установленным в них карантином. Аналитики МЭА и швейцарский фондовый брокер Altesso определили, что снижение среднесуточного спроса в апреле этого года составило около 29 млн баррелей.
В результате развития проблемы на рынке произошло накопление нефтяных резервов, которые сосредоточились в наибольшем количестве в нефтехранилищах США. Падение коснулось стоимости самого близкого по времени фьючерса на WTI, то есть финансового контракта на поставки «черного золота» в мае.
Так как срок исполнения контракта закончился уже 21 апреля, то его стоимость должна была быть равна стоимости поставки.
Однако реальность оказалась значительно более суровой. Проблемы начались из-за того, что фьючерсы на поставку нефти были заключены во всем мире до начала эпидемии COVID-19. Теперь же она перестала быть востребованным товаром, что привело к тому, что инвесторы стали в массовом порядке продавать контракты, дабы избежать потери средств и не продавать впоследствии активы по ещё более низким ценам. Иной сценарий означал бы необходимость поставлять нефть, которую уже банально негде хранить. Из-за обвала WTI котировки на другие популярные сорта нефти также упали.
Мнения аналитиков и прогнозы
Когда закрылись торги 20 апреля, стоимость фьючерса на WTI по контракту на июнь также упала, хотя показатели спада были не настолько шокирующими. Цена контракта составила чуть больше 18 долларов. И это не обман. Altesso — брокерская компания из Швейцарии, которая к этому моменту уже помогла своим инвесторам заработать десятки тысяч долларов на последствиях ценовой войны на рынке энергоресурсов — подчеркивает, что на цену майского фьючерса, практически не повлияла сделка ОПЕК+, по которой добыча нефти должна была уменьшиться на 9,7 млн баррелей в сутки.
По словам экспертов, экономический эффект от соглашения станет ощутимым только ближе к середине мая. Также в это время ожидается повышение спроса. Таким образом, два важных фактора отразились на стоимости более поздних фьючерсов на нефть.
Пока сокращение добычи черного золота, запланированного по сделке ОПЕК+, по прогнозам МЭА, не перекроет падение спроса. Роста цен на нефть не произойдет до отмены карантина в большинстве стран, который является самым сильным тормозом для потребления сырья. Даже после восстановления спроса полностью заполненные хранилища будут выступать сдерживающим фактором для роста котировок.
Новая реальность
Кроме США, проблема с хранением нефти очень остро стоит в других странах, а котировки одного из ключевых ресурсов современной мировой экономики также стремятся к критической отметке. На морских танкерах сегодня находится 160 млн баррелей нефти, что само по себе является рекордом. Аналитический департамент Altesso допускает вероятность того, что это может привести к необходимости заключения новой сделки ОПЕК+ для решения проблемы дальнейшего сокращения добычи и консервации имеющихся производственных предприятий. Вполне вероятным станет и глобальный передел рынка.
В ближайшие несколько недель цены на нефть, вероятно, будут продолжать падать. Ее рыночная стоимость может упасть ниже 10 долларов за баррель. Россия, в свою очередь, рискует потерять свои позиции на нефтяном рынке полностью. Некоторые аналитики считают, что во втором полугодии перегруженных хранилищ уже не будет из-за резкого повышения спроса. В результате этого резервы крупнейших государств также резко сократятся.