Экономический кризис по-разному отражается на богатых и бедных. Первые теряют незначительную часть своих состояний, вторым приходится иметь дело с катастрофическими последствиями – потерей работы, жилья, накоплений. Влияние пандемии на экономику столь масштабно и беспрецедентно, что оно может стать катализатором серьезных общественных изменений. Миллиардеры уже сейчас перестают думать о прибыли своего бизнеса и концентрируются на нуждах наемных работников.
США как предвестник грядущих перемен
Соединенные Штаты являются страной первого мира с наименьшим количеством законодательных ограничений для бизнеса. Тамошний экономический уклад представляет собой капитализм в его максимально чистой форме, какая возможна в двадцать первом веке.
В США отсутствуют:
• оплачиваемые больничные;
• отпуска;
• бесплатное здравоохранение;
• отпуска по уходу за ребенком и т. д.
Компании могут предоставлять социальные гарантии своим сотрудникам. Но то, что в остальных развитых странах является обязанностью работодателя, в США остается свободным выбором.
Именно поэтому в Северной Америке влияние пандемии на экономику проявляется особенно сильно. Десятки миллионов безработных, резкое падение ВВП и вынужденное закрытие мелких и средних компаний – вот только некоторые последствия карантинных мер.
Дальновидные владельцы крупного капитала, оправившись от первоначального шока, начинают вырабатывать стратегию выхода из сложившейся ситуации. Возможно, благодаря миллиардерам мировая экономика после пандемии станет больше похожа на социализм, чем на капитализм.
Наемные работники выходят на первый план: как изменился бизнес после пандемии
Пандемия заставила мир осознать, что экономика не может функционировать без низкооплачиваемых работников.
Курьеры, кассиры, работники складов онлайн-магазинов – представители подобных профессий лишены престижа и высоких зарплат. Если офисные сотрудники могут работать удаленно, то эти люди ежедневно отравляются на работу, в разы повышая свои шансы заразиться коронавирусом.
Их работодатели вынуждены задумываться об имидже своих компаний. Сети гипермаркетов такие, как Dollar General, Wallmart и Target традиционно были незавидными местами работы. Рядовые сотрудники ритейлеров получали низкую зарплату, не могли рассчитывать на оплачиваемые больничные или другие формы поддержки. Сеть Target стала первой среди конкурентов, объявившей о смене политики, положив начало глобальным трансформациям, которые затронут весь мировой бизнес после пандемии.
Сотрудники супермаркетов бренда получили:
• прибавку к жалованию в размере $2;
• гарантированный оплачиваемый больничный;
• поддержку для работников с детьми и пожилыми родственниками.
Введение оплачиваемых больничных можно назвать мерой самосохранения: если зараженные сотрудники продолжат выходить на работу, поскольку не могут себе позволить потерять единственный источник дохода, и станут источником заражения клиентов сети, репутация ритейлера существенно пострадает.
Капитализм с человеческим лицом
То, что ритейлеры делают неохотно, более продвинутый бизнес совершает, не задумываясь. Эталонным примером ответственного поведения является Verizon. Генеральный директор телекоммуникационной компании Ханс Вестберг не уволил никого из работников, хотя количество задач сократилось, что привело к тому, что бизнес после пандемии стал приносить меньший доход. Тем не менее, Verizon продолжает выплачивать зарплату сотрудникам, а поскольку проектов для них нет, компания подключает их к волонтерской деятельности.
Пионеры нового капитализма могут стать создателями новой этики. Формирующаяся сейчас система ценностей во главу угла ставит не только прибыль инвесторов, но и качество жизни рядовых сотрудников. Нет никаких сомнений в том, что экономика после пандемии COVID-19 уже никогда не будет похожей на мир, к которому мы привыкли.