Новый закон о маркировке табачной продукции ударит по ритейлерам, не задев контрафактный рынок
Экономические сплетни / 04 Июль 2020

С 1 июля этого года в России официально введена маркировка всей продукции, содержащей табак. Идея заключается в непрерывном мониторинге движения товара от производящего завода до магазина, что, по мнению сторонников нововведения, будет своего рода борьбой с контрафактом. Однако многие независимые аналитики полагают, что данная политика приведёт к прямо противоположному результату и создаст ещё больше возможностей для фальсификации.
Как изменились правила маркировки сигарет
Год назад, 1 июля 2019, правительство утвердило сделало первый шаг в данном направлении. В частности, была введена обязательная маркировка сигарет, включающая ключевые сведения о вводе товара в оптовый и розничный оборот и о маршруте передвижения партии. Однако теперь такие же требования касаются любого продукта, содержащего табак. Обязательная маркировка табачной продукции, кстати, будет проставляться и на табакосодержащих товарах иностранного производства, импортируемых в Россию, несмотря на то, что их доля на рынке не превышает 2% от общего оборота.
Контрабанда табачных изделий набирает обороты
По мнению многих экспертов, нововведения вряд ли кроме того, что цена пачки сигарет в России вырастет еще больше, в России насчитывается до 40%. Все затраты на маркировку продукции должны быть возложены на производящие фабрики, которые заранее подготовились к нововведениям и правильно рассчитали стоимость продукции.
Однако введение маркировки табачной продукции уже привело к повышению цен на 15%. Средняя цена пачки сигарет в России на данный момент составляет 115 рублей и выше, причем больше 50% этих денег приходится не на товар. Интересно заметить, что за последний год доля контрафакта не уменьшилась, а еще и увеличилась с 8% до 15%
Из того что известно, можно точно сообщить, что основным маршрутом контрабанды табака в Россию являются границы с Белоруссией и Казахстаном.
«Скинуться» на бюджет — святое
Аналитик Анна Бодрова сообщает, что из-за обязательной маркировки табачных изделий средняя цена пачки сигарет в России, вне зависимости от ценового сегмента, вырастет на сумму от 5 до 10% от общей стоимости. Важно также отметить, что пока руководство страны отслеживает каждый шаг товара от завода-производителя до покупателя даже в самых глухих провинциях России, поставщики и розничные сети должны будут решить множество запутанных проблем по внедрению новой системы маркировки, что станет дополнительной нагрузкой на и без того пострадавший от пандемии бизнес.
Следуя из всего этого, можно понять, что выигрывает от новых стандартов только правительство, которое не сводит глаз с оборота, производства и торговли и выводит аналитические базы данных, которые в итоге никому оказываются не нужны. Ассортимент продуктов для курящих людей при этом становится все скуднее, меньше и дороже. Предвосхищая вопросы в духе «А что в этом плохого-то?», отметим, что процент курильщиков в стране остается практически неизменным. Выходит, что мечта о здоровом обществе остается столь же недостижимой, что и раньше, а бизнес – не только производители сигарет и других табачных изделий, но и ритейлеры, оптовые распространители, логистика, маркетинговые компании и другие звенья цепочки — страдает.
Эксперты говорят, что вездесущая маркировка сигарет и других табачных продуктов создаётся прежде всего с целью увеличения базы налогообложения. Правда, такие действия не гарантируют стопроцентного достижения цели.