
Microsoft (MSFT) в воскресенье заявила, что продвигает переговоры о приобретении TikTok, после разговора между генеральным директором Сатьей Наделлой и президентом Дональдом Трампом, который ранее угрожал запретить приложение в Соединенных Штатах.
Сделка может быть сложной и труднодостижимой. А Microsoft в последние годы переориентировала свою стратегию с потребителей на бизнес.
Тем не менее, аналитики говорят, что сделка почти наверняка будет стоящей для обеих компаний.
Понятно, почему TikTok будет заинтересован в сделке: Трамп сказал, что запретит приложение, если оно не найдет американского покупателя к 15 сентября. Microsoft может быть единственной надеждой TikTok. В то время как другие крупные технологические компании могут показаться более подходящими для приобретения TikTok — Facebook (FB), Google (GOOGL), Amazon (AMZN) и Apple (AAPL) сталкиваются с антимонопольным надзором, который, скорее всего, встанет на пути приобретения.
Многие аналитики описывают это приобретение как потенциальный "переворот" для Microsoft — возможность захватить одну из самых быстрорастущих в мире платформ социальных сетей в то время, когда TikTok, возможно, отчаянно хочет заключить сделку.
"Это уникальная сделка десятилетней давности с ценником, который легко может быть реализован", - написал аналитик Wedbush Дэн Айвз в записке инвесторам в понедельник.
Microsoft, вероятно, заплатит какую — то часть из 50 миллиардов долларов — предполагаемая оценка TikTok как отдельного бизнеса-чтобы взять под контроль операции приложения в Соединенных Штатах, Канаде, Австралии и Новой Зеландии. Новость о возможной сделке разразилась в пятницу, и с момента закрытия торгов в четверг рыночная капитализация Microsoft выросла на 80 миллиардов долларов, что свидетельствует о том, что инвесторам нравится эта идея.
Айвз сказал, что, по его оценкам, оценка TikTok может достичь 200 миллиардов долларов всего за несколько лет "учитывая крутую траекторию использования и вовлечения TikTok. Аналитик DA Davidson Риши Джалурия согласился, сказав, что TikTok имеет потенциал расти "экспоненциально", особенно потому, что использование социальных сетей взорвалось во время пандемии коронавируса.
Инвестиции, ориентированные на потребителя
Microsoft-это давний лидер в корпоративном пространстве, который сместил свое внимание с потребительских предложений и связал свое будущее с успехом своего облачного бизнеса. Таким образом, сделка TikTok ознаменовала бы значительный толчок в потребительское пространство.
Это добавило бы громкое имя к существующим потребительским предложениям Microsoft, которые имели неоднозначный успех. В то время как LinkedIn имеет растущее сообщество влиятельных людей, а игровые продукты Xbox и Minecraft популярны, Microsoft недавно закрыла свою потоковую платформу Mixer game. Другие предложения Microsoft, направленные на потребителей, такие как Bing и ныне несуществующий Windows phone, провалились.
"Microsoft-это компания, которую мы все знаем, но это очень корпоративная компания программного обеспечения", - сказал Джалурия. "TikTok может быть способом для Microsoft увеличить свое присутствие в качестве потребителя и потребительский бизнес."
Хотя большинство людей не думают о танцующих подростках, когда они думают о корпоративном программном обеспечении, привлечение TikTok может помочь продемонстрировать корпоративное мастерство Microsoft: если Microsoft сможет решить проблемы вокруг политики конфиденциальности данных приложения и разместить быстро растущую социальную сеть на своей облачной платформе Azure, это подчеркнет возможности службы безопасности и геозоны, сказал Джалурия.
Сработает ли это?
Несмотря на некоторые неудачные ставки в прошлом компании, ряд приобретений, сделанных во время пребывания Наделлы в Microsoft, оказались весьма успешными.
Покупка Microsoft LinkedIn за 26 миллиардов долларов в 2016 году стала "ударом" для компании, отчасти потому, что платформе социальных сетей было позволено сохранить значительную независимость, сказал Джалурия.
"Они не ребрендировали его, если вы посмотрите на веб-сайт, они не называют его LinkedIn от Microsoft или что-то глупое вроде этого ... А LinkedIn дает Microsoft так много данных, что они могут извлечь выгоду", - сказал Джалурия, добавив, что аналогичный подход может работать и с TikTok.
"До тех пор, пока они не изменят фундаментальный продукт и не позволят ему работать так, как этого хочет руководство приложения, я думаю, что это будет успешным приобретением", - сказал он.
Но есть и риск
В рамках этой сделки Microsoft обязалась обеспечить хранение личных данных американских пользователей в Соединенных Штатах. Microsoft и материнская компания TikTok ByteDance будут нуждаться в подписании американских чиновников на сделку и, возможно, должны будут сделать какой-то платеж в американское казначейство. А приобретение приложения, созданного в Китае, может привлечь новое внимание к Microsoft в то время, когда американо-китайские отношения, особенно в области технологий, находятся на низком уровне.
Microsoft в значительной степени избежала недавней волны регулятивного контроля, направленного на ее крупных технологических коллег, но это может измениться, если она приобретет спорное приложение для социальных сетей, созданное в Китае с огромной базой пользователей. Торговый советник Белого дома Питер Наварро уже выдвинул предложение о том, чтобы Microsoft была обязана "отказаться от своих китайских холдингов", чтобы иметь возможность покупать TikTok, сказал он Джиму Скуитто из CNN в понедельник в "ньюсруме".
"Я не думаю, что будет значительная антимонопольная проверка этой сделки, потому что Microsoft не имеет никакого следа в потребительских социальных сетях", - сказал Джалурия. "Но пост-тик-ток Microsoft может быть в перекрестье прицела, потому что у них будет бизнес, где они используют данные. Именно эта проблема беспокоит людей в Facebook и Google — использование данных для рекламы."
И тогда возникает вопрос, Является ли взрывной успех TikTok действительно устойчивым.
Если Facebook Instagram окажется следующим (и сможет выдержать конкуренцию со стороны конкурента, принадлежащего Facebook, который скоро запустится), сделка будет явной победой, сказал Айвз Уэдбуша.
"Однако, если TikTok станет следующим Snapchat и в будущем будет иметь множество проблем с ростом пользователей и монетизацией, то это приобретение может со временем отвлечь внимание от оценки, учитывая массовую конкуренцию со стороны Facebook и других компаний", - сказал он.